Главная Контакты
Фитнес
Тренировки
Гимнастика
Антивозрастные кремы
Психология
Причёска
Шитье
Новости

Развитие сенсомоторных навыков детей через систему занятий продуктивными видами деятельности Детский сад

Опубликовано: 28.09.2018

В статье автор предлагает систему работы по развитию сенсомоторных навыков. Сенсомоторное развитие ребенка имеет большое значение в интеллектуальной готовности к школе. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.

 «Источники способностей и дарований детей

находятся на кончиках их пальцев .

От них идут тончайшие ручейки,

 которые питают источник творческой мысли.

 Чем больше уверенности в движении детской руки,

 тем ярче творческая стихия детского разума,

 тем он умнее».

В. А. Сухомлинский

Сенсомоторное развитие ребенка имеет большое значение в интеллектуальной готовности к школьному обучению. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь[2].

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких коорди-нированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания[3]. 

Существует еще одна проблема. Специалисты подсчитали: сегодня около 70% детей не умеют грамотно писать, и эта цифра непрерывно увеличивается. Оказывается, ребенок с нормальным ин-теллектом, слухом и зрением может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, пространственную ориентировку. Чаще всего страдают базально-лобные отделы – они первые принимают информацию от органов чувств и передают ее дальше в высшие отделы центральной нервной системы. Если интенсивность этого процесса снижена, отделы коры головного мозга, обеспечивающие хранение и переработку информации, находятся в полуспящем состоянии. Именно это может стать причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и неудовлетворительного поведения на уроках[8].

«Дремлющие» отделы головного мозга когда-нибудь созреют, но, увы, может быть слишком поздно: ребенок упустит многое из школьного материала. Но гораздо хуже то, что из-за недоста-точности мозговой деятельности страдают поведение, ловкость движений, усидчивость и даже физическое здоровье, не говоря уже о внимании и памяти. Поэтому главное – не упустить момент: мозг пластичен до 12 лет, и в этот период изъяны легко поправимы[8].

Как известно, психика развивается в деятельности. Именно в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать ребенку условия для нако-пления двигательного и практического опыта, развития навыков умелости руки. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и коорди-нации движения рук, решаются сразу две задачи: косвенным образом происходит влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка, и идет подготовка к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения[3].

В представленной вниманию читателейсистеме целенаправленного развития сенсомоторных навыков обобщены результаты моей многолетней работы с детьми дошкольного возраста 3-7 лет. Дается подробное тематическое планирование продуктивных видов деятельности с учетом пси-хологических и физиологических особенностей дошкольников. При этом обеспечивается эмоци-онально-эстетическое, познавательное, физическое развитие детей с учетом их интересов и склонностей.

Основные виды деятельности общеизвестны. Это:

оригами; аппликация; лепка; конструирование; штриховка; шитье; графическая деятельность; специальные упражнения на развитие ручной умелости: пальчиковые игры; игры с игрушками-вкладышами; шнуровка;  нанизывание шариков, бусинок на проволоку и шнурок; запускание пальцами мелких волчков; завязывание узлов, застегивание различных застежек, пуговиц; сминание руками поролоновых и других мягких шариков;  плетение ковриков из полосок; вязание; бумагопластика; работа с природным и бросовым материалом.

Разнообразие перечисленных видов деятельности способствует наиболее полному удовле-творению потребностей детей в соответствии с их возможностями и полоролевыми интересами.

По уровню сложности работа делится на три этапа.

1 этап.

Цель : активизировать моторику рук, вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями; концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Виды деятельности:

Ясельная группа

Пальчиковая гимнастика. Игрушки-вкладыши. Шнуровки, застежки. Игры с мелкими и крупными бусинками «Собери на шнурок» < рисунок 1 >. Игры с мелким строителем. Блоками Дьенеша . Лепка, рисование.

Младшая группа.

Пальчиковый театр. Рисование по трафаретам. Мозаика. Знакомство с ножницами. Аппликация из готовых форм. Игры-лабиринты первой сложности (движение по лабиринту пальцем).

2 этап

Цель : развивать точные, целенаправленные движения, зрительное восприятие; способствовать освоению пространства листа.

Виды деятельности:

Средняя группа.

Игры-лабиринты 2-й сложности (движение по лабиринту карандашом). Вырезание по контуру крупных предметов, аппликация. Рисование по точкам < рисунок 2 > . Рисование по «дорожкам» < рисунок 3 >. Штриховка прямыми линиями. Плетение ковриков из полосок. Бутафорская игла. Шитье по картону (готовые отверстия для иглы)

К концу года дети должны уметь:

Застегивать пуговицы. Завязывать шнурки. Свободно владеть карандашом. В художественных работах использовать все пространство листа. Свободно владеть ножницами. Свободно владеть бутафорской иглой - вдевать нить, шить «вперед иглой» и «через край». Уметь пользоваться иглой - шить по картону швом «вперед иглой» и «через край». Штриховать в разных направлениях.

3 этап.

Цель : развивать точность и ловкость движений пальцев рук, пространственное восприятие, локомоторную функцию.

Виды деятельности:

Старшая группа.

Штриховка разнообразными линиями < рисунок 13 >. Рисование по клеточкам. Игры-лабиринты 3-й сложности (движение по лабиринту, зрительно определяя путь). Симметричное вырезание. Шитье на ткани швом «вперед иглой», «через край». Оригами.

К концу года дети должны уметь:

Свободно владеть пространством листа. Ориентироваться на листе бумаги в клетку. Вырезать симметричные фигуры. Выполнять аппликацию из ткани, пряжи. Уметь пришивать пуговицы на картон и на ткань, использовать в аппликации из ткани. Уметь шить на ткани, вышивать рисунок на ткани швом «вперед иглой». Создавать рисунок с помощью трафарета, штриховать его разными способами.

Подготовительная группа.

Сплошное симметричное вырезание. Вышивка швом «веревочка». Графические диктанты Рисование штрихом Написание элементов письменных букв. Составление рисунка-узора из геометрических форм, штриховка его элементами прописных букв < рисунок 11 >, < рисунок 12 >.

К концу года дети должны уметь:

Хорошо ориентироваться в тетрадях в клетку и в линию. Писать графические диктанты. Писать элементы прописных букв. Вырезать сплошные симметричные узоры. Рисовать штрихом сюжетные рисунки. Рисовать с помощью трафаретов узоры, картины и заштриховывать их элементами прописных букв. Вышивать «веревочкой». Шить мягкие игрушки.

Предлагаю тематический план работы по возрастным группам.

План работы по возрастным группам.

Младшая группа.

Сентябрь. Рисование «Листопад» - учить держать кисть.

Октябрь. Рисование пальчиками «Дождик».

Ноябрь. Лепка «Улитка».

Декабрь . Рисование пальчиками «Рябина для снегирей».

Январь. Конструирование из ваты «Зайчик».

Февраль. Конструирование из ваты «Снежные деревья».

Март. «Покорми зайку морковкой» - учить держать ножницы, разрезать бумажную морковку на части.

Апрель. Рисование по трафаретам, закрашивание карандашом.

Май. Знакомство с бутафорской иглой.

Средняя группа.

Сентябрь.

Закрашивание карандашом «Овощи»- учить раскрашивать, не выходя за контур. Рисование по трафаретам «Фрукты»- учить пользоваться трафаретом, равномерно использовать пространство листа, аккуратно закрашивать. Аппликация способом обрывания «Ветка рябины»

Октябрь.

Знакомство с бутафорской иглой, швом «вперед иглой» - познакомить с иглой, нитью, узелком; учить вдевать нить в иглу. Бутафорская игла- шов «через край» - закреплять умение вдевать нить. Аппликация из семян тыквы «Цветы» по пластилину - учить создавать композицию из семян, вдавливая их в пластилиновую основу.

Ноябрь.

Плетение ковриков из полосок - познакомить с техникой плетения ковриков из полосок. «Прямые дорожки» - учить проводить линию посередине дорожки шириной [3]. «Дождик» - освоение пространства листа. [3].

Декабрь.

Аппликация из комочков «Падает снег»- учить сминать кусочек салфетки в комочек, наклеивать его. «Извилистые дорожки»- учить проводить линию посередине извилистой дорожки[3]. Штриховка «Снеговик» - познакомить с техникой штриховки прямыми линиями, штриховать, не выходя за контур.

Январь.

«Соедини по точкам» - нарисовать контур предмета, не отрывая карандаш от бумаги. Аппликация из полосок «Снежинка». Совместная деятельность - плетение ковриков из полосок.

Февраль.

Рисование по трафарету, штриховка «Птичка» - учить рисовать птичку с помощью двух трафаретов: овал и круг; дорисовывать детали, штриховать прямыми линиями. Шитье по картону в готовые отверстия «вперед иглой»- познакомить с иглой, правилами пользования. Шитье по картону швом «через край» в готовые отверстия.

Март.

«Ветка мимозы»- аппликация из комочков салфетки. Вырезание по контуру «Посуда»- учить вырезать предметы по нарисованной линии, развивать координацию пальцев рук. «Ветка мимозы»- аппликация из комочков. Рисование по трафаретам «Машина» (прямоугольник, квадрат, круг), штриховка прямыми линиями в разных направлениях.

Апрель.

Аппликация и оригами «Морское дно»- учить выгибать рыбок. «Ажурная закладка» [3, с. 30]. Вырезание предметов по контуру.

Май.

Аппликация из комочков и вырезание по контуру «Яблони в цвету». Аппликация из семян «Бабочки».

Старшая группа.

1.    Работа в тетрадях в клетку [4]. Блоки: «Точка», «Палочка», «Дуга», «Геометрическая фигура».

2.    Штриховка и трафарет.

Сюжетный рисунок с помощью трафарета - овладение пространством листа. Гусеница - волнистые, спиралевидные линии. Елочка и снеговик – наклонные, спиралевидные линии. Грузовик - свободный выбор линий. Пирамидка - элементы прописных букв.

3. Оригами по схеме.

«Собачка», «Лиса», «Гномик», «Цветы». Коллективные: «Лисичка-сестричка и волк», «Весна».

4. Аппликация.

Ваза с цветами - симметричное вырезание. Из различных семян на пластилиновую основу. Коллективная - «Панно из осенних листьев». Из пряжи - контурная вышивка «Зима» [5].

5. Работа с тканью.

«Секреты пуговки» - учить пришивать пуговицы на картон [5]. Шов «вперед иглой». Шов «Через край». Коллективная из ткани «Весенняя полянка» с пришиванием пуговиц. Салфетка с бахромой. Вышивка по контуру швом «вперед иглой».

Подготовительная группа.

1. Работа в тетрадях [4].

3-й блок - ориентировка только на графический (зрительный) образец в тетради без инструкции воспитателя. Блок - предметная фигура. Блок «Сопровождение» - слушать инструкцию воспитателя, выполнять задание с опорой на словесное и зрительное восприятие. Знакомство с тетрадью в узкую линию - рисование предметов в рамках узкой и широкой линии. Тетрадь в линию - написание элементов прописных букв.

2. Штриховка [1].

Машина, Баба-Яга, Ракетница, Веселые человечки - рисование с помощью трафарета с геометрическими фигурами и штриховка элементами прописных букв. Как люди поселились на берегу реки Камы < рисунок 8 > «Золотая рыбка», «Елочка», «Масленица» [6]. Курная изба Ивашки Бали -создание рисунка с помощью геометрического трафарета. Деревянный терем - рисование с помощью трафаретов, штриховка и графическое изображение. Морское дно - создавать сюжетный рисунок с помощью трафаретов, штриховка элементами прописных букв < рисунок 9 > Сарапул купеческий - рисование домов с колоннами с помощью трафаретов, штриховка элементами прописных букв.

3. Работа с тканью

Панно «Машины»- пришивание пуговиц. Аппликация из ткани: «Петрушка», «Петушок», «Жар-птица», «Ваза с цветами» - вырезать детали с помощью трафарета-лекала, наклеивать. Мягкая игрушка «Колобок», «Мышка», «Смешарик» - сшивание деталей швом «через край». Вышивание салфетки к 8 марта швом «Веревочка». Оформление салфетки бахромой. Игрушки из помпонов - учить наматывать нить на основу, оформлять игрушку деталями [5]. Куколка-талисман из пряжи. Варежка-прихватка - шов «через край». Шьем для Барби - учить пользоваться выкройкой.

4. Аппликация.

Узор из тесьмы - по контуру < рисунок 10 > «Хоровод матрешек», «Инопланетяне на Земле» - сплошное симметричное вырезание.

Упражнения по развитию сенсомоторных навыков могут органично включаться во все виды занятий. Предлагаю фрагмент одного из занятий в подготовительной группе по краеведению и развитию графических навыков.

«Как люди поселились на берегу реки Камы»

Цель : расширять знания о истории возникновения города Сарапула, о первом поселении людей на берегу реки Камы; развивать навык графического рисования, штриховки элементами прописных букв, отрабатывать навык движения руки для письма.

Материал : фотографии, иллюстрации о г. Сарапуле. Фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки. Образцы штриховки прямыми и волнистыми линиями и элементами прописных букв.

Предварительная работа : чтение книг о г. Сарапуле, экскурсия в музей, экскурсия по г. Сарапулу.

Ход занятия

- Дети. Мы с вами много читали о возникновении нашего города, о том, как в давние времена жили люди, чем они занимались, как развивался наш город с давних времен и до настоящего времени. Мы можем написать книгу о нашем городе, но так как мы писать еще не умеем, то мы с вами попробуем ее нарисовать. Итак, с помощью машины времени отправимся на много лет назад.

Среди густых лесов течет полноводная река Кама. В ней водится много рыбы < Рисунок 4 >. У самой воды рассыпан золотой песок < Рисунок 4 >. На берегу реки растет густой лес < Рисунок 5 >. По этому красивому лесу шел первобытный человек. Он устал во время охоты. Дойдя до берега реки, решил отдохнуть на полянке. Разжег костер, усадил вокруг костра всю семью < Рисунок 6 >. Вдруг слышит, как в реке плещется рыба. Он сделал удочку и пошел рыбачить. Много удалось поймать желтой рыбы-стерляди. Всей семье понравилась рыба стерлядь, и решили они остаться на этом богатом рыбой месте. Построили шалаш < Рисунок 7 >, стали заниматься рыбалкой, охотой < Рисунок 8 >. С тех пор прошло немало времени, многое изменилось. На этом месте сейчас стоит наш город Сарапул, названный в честь той самой желтой рыбы, которую поймал когда-то первобытный человек. (Дети заканчивают рисунки, собирают книгу).

Литература

Е. Потапова. Радость познания . - Москва: «Просвещение», 1990 г. С. М. Вайнерман. Сенсомоторное развитие дошкольников. – Москва: «Дрофа», 2004 г. С. Гаврина, Н. Л. Кутявина . Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия развития», 2000 г. О. Скорлупова. Чему научит клеточка. А. Малышева . Работа с тканью. –Ярославль: «Академия развития», 2001 г. Н. В. Квач. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. -Москва,: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001 г. В. Грек. Рисую штрихом. – Минск: «Скарына», 1992г. А. Соболева, А. Потанина. Хочу писать правильно / / Журнал «Здоровье» , № 2- 2002 год. А. Овечкина. Школа АБВГДейка./ Программа предшкольной подготовки детей. – Москва: «Школьная пресса», 2008 г.

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Сценарий праздника для дошкольников: день рождения в школе "Колобок"

Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по теме «Космическое путешествие»

Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей с ЗПР к школе

Храня и приумножая традиции...

Посвящение в родителей

Занятие по правовому воспитанию в подготовительной группе "Что значат наши имена"

| развитие | развитие ребенка | сенсомоторных | сенсомоторное развитие | навыков | профессиональные навыки | детей | дитя | через | систему | поисковые системы | занятий | конспекты занятий | продуктивно | продуктивный | видами | виды деятельности | детский | детский сад | Страничка методиста | Развитие сенсомоторных навыков детей через систему занятий продуктивными видами деятельности Детский сад
Логин
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль?
  • Прическа для художественной гимнастики
  • Александра Солдатова (Россия)
  • Купальники для художественной гимнастики
  • Книга - Волевая гимнастика. Психо-физиологические движения - Анохин А. - Читать онлайн, Страница 1 - DetectiveBook
  • Комплекс адаптивной гимнастики Бубновского: можно ли с помощью
  • В.Фохтин -=Волевая Гимнастика Анохина=-
  • 5 тибетских жемчужин - зарядка на каждый день - Romantik
  • Гимнастика Бубновского
  • Гимнастика для лица Кэрол Маджио: отзывы, упражнения
  • Адаптивная гимнастика Бубновского для позвоночника (кинезитерапия): оздоровительная методика, упражнения для снятия болевых ощущений
  •     Октябрь 2016    »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31  
      © 2016.
     
    rss