Главная
›
Новости
Развитие сенсомоторных навыков детей через систему занятий продуктивными видами деятельности Детский сад
Опубликовано: 28.09.2018
В статье автор предлагает систему работы по развитию сенсомоторных навыков. Сенсомоторное развитие ребенка имеет большое значение в интеллектуальной готовности к школе. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.
«Источники способностей и дарований детей
находятся на кончиках их пальцев .
От них идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче творческая стихия детского разума,
тем он умнее».
В. А. Сухомлинский
Сенсомоторное развитие ребенка имеет большое значение в интеллектуальной готовности к школьному обучению. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь[2].
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких коорди-нированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания[3].
Существует еще одна проблема. Специалисты подсчитали: сегодня около 70% детей не умеют грамотно писать, и эта цифра непрерывно увеличивается. Оказывается, ребенок с нормальным ин-теллектом, слухом и зрением может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, пространственную ориентировку. Чаще всего страдают базально-лобные отделы – они первые принимают информацию от органов чувств и передают ее дальше в высшие отделы центральной нервной системы. Если интенсивность этого процесса снижена, отделы коры головного мозга, обеспечивающие хранение и переработку информации, находятся в полуспящем состоянии. Именно это может стать причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и неудовлетворительного поведения на уроках[8].
«Дремлющие» отделы головного мозга когда-нибудь созреют, но, увы, может быть слишком поздно: ребенок упустит многое из школьного материала. Но гораздо хуже то, что из-за недоста-точности мозговой деятельности страдают поведение, ловкость движений, усидчивость и даже физическое здоровье, не говоря уже о внимании и памяти. Поэтому главное – не упустить момент: мозг пластичен до 12 лет, и в этот период изъяны легко поправимы[8].
Как известно, психика развивается в деятельности. Именно в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать ребенку условия для нако-пления двигательного и практического опыта, развития навыков умелости руки. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и коорди-нации движения рук, решаются сразу две задачи: косвенным образом происходит влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка, и идет подготовка к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения[3].
В представленной вниманию читателейсистеме целенаправленного развития сенсомоторных навыков обобщены результаты моей многолетней работы с детьми дошкольного возраста 3-7 лет. Дается подробное тематическое планирование продуктивных видов деятельности с учетом пси-хологических и физиологических особенностей дошкольников. При этом обеспечивается эмоци-онально-эстетическое, познавательное, физическое развитие детей с учетом их интересов и склонностей.
Основные виды деятельности общеизвестны. Это:
оригами;
аппликация;
лепка;
конструирование;
штриховка;
шитье;
графическая деятельность;
специальные упражнения на развитие ручной умелости:
пальчиковые игры;
игры с игрушками-вкладышами;
шнуровка;
нанизывание шариков, бусинок на проволоку и шнурок;
запускание пальцами мелких волчков;
завязывание узлов, застегивание различных застежек, пуговиц;
сминание руками поролоновых и других мягких шариков;
плетение ковриков из полосок;
вязание;
бумагопластика;
работа с природным и бросовым материалом.
Разнообразие перечисленных видов деятельности способствует наиболее полному удовле-творению потребностей детей в соответствии с их возможностями и полоролевыми интересами.
По уровню сложности работа делится на три этапа.
1 этап.
Цель : активизировать моторику рук, вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями; концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Виды деятельности:
Ясельная группа
Пальчиковая гимнастика.
Игрушки-вкладыши.
Шнуровки, застежки.
Игры с мелкими и крупными бусинками «Собери на шнурок» < рисунок 1 >.
Игры с мелким строителем. Блоками Дьенеша .
Лепка, рисование.
Младшая группа.
Пальчиковый театр.
Рисование по трафаретам.
Мозаика.
Знакомство с ножницами.
Аппликация из готовых форм.
Игры-лабиринты первой сложности (движение по лабиринту пальцем).
2 этап
Цель : развивать точные, целенаправленные движения, зрительное восприятие; способствовать освоению пространства листа.
Виды деятельности:
Средняя группа.
Игры-лабиринты 2-й сложности (движение по лабиринту карандашом).
Вырезание по контуру крупных предметов, аппликация.
Рисование по точкам < рисунок 2 > .
Рисование по «дорожкам» < рисунок 3 >.
Штриховка прямыми линиями.
Плетение ковриков из полосок.
Бутафорская игла.
Шитье по картону (готовые отверстия для иглы)
К концу года дети должны уметь:
Застегивать пуговицы.
Завязывать шнурки.
Свободно владеть карандашом.
В художественных работах использовать все пространство листа.
Свободно владеть ножницами.
Свободно владеть бутафорской иглой - вдевать нить, шить «вперед иглой» и «через край».
Уметь пользоваться иглой - шить по картону швом «вперед иглой» и «через край».
Штриховать в разных направлениях.
3 этап.
Цель : развивать точность и ловкость движений пальцев рук, пространственное восприятие, локомоторную функцию.
Виды деятельности:
Старшая группа.
Штриховка разнообразными линиями < рисунок 13 >.
Рисование по клеточкам.
Игры-лабиринты 3-й сложности (движение по лабиринту, зрительно определяя путь).
Симметричное вырезание.
Шитье на ткани швом «вперед иглой», «через край».
Оригами.
К концу года дети должны уметь:
Свободно владеть пространством листа.
Ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Вырезать симметричные фигуры.
Выполнять аппликацию из ткани, пряжи.
Уметь пришивать пуговицы на картон и на ткань, использовать в аппликации из ткани.
Уметь шить на ткани, вышивать рисунок на ткани швом «вперед иглой».
Создавать рисунок с помощью трафарета, штриховать его разными способами.
Подготовительная группа.
Сплошное симметричное вырезание.
Вышивка швом «веревочка».
Графические диктанты
Рисование штрихом
Написание элементов письменных букв.
Составление рисунка-узора из геометрических форм, штриховка его элементами прописных букв < рисунок 11 >, < рисунок 12 >.
К концу года дети должны уметь:
Хорошо ориентироваться в тетрадях в клетку и в линию.
Писать графические диктанты.
Писать элементы прописных букв.
Вырезать сплошные симметричные узоры.
Рисовать штрихом сюжетные рисунки.
Рисовать с помощью трафаретов узоры, картины и заштриховывать их элементами прописных букв.
Вышивать «веревочкой».
Шить мягкие игрушки.
Предлагаю тематический план работы по возрастным группам.
План работы по возрастным группам.
Младшая группа.
Сентябрь. Рисование «Листопад» - учить держать кисть.
Октябрь. Рисование пальчиками «Дождик».
Ноябрь. Лепка «Улитка».
Декабрь . Рисование пальчиками «Рябина для снегирей».
Январь. Конструирование из ваты «Зайчик».
Февраль. Конструирование из ваты «Снежные деревья».
Март. «Покорми зайку морковкой» - учить держать ножницы, разрезать бумажную морковку на части.
Апрель. Рисование по трафаретам, закрашивание карандашом.
Май. Знакомство с бутафорской иглой.
Средняя группа.
Сентябрь.
Закрашивание карандашом «Овощи»- учить раскрашивать, не выходя за контур.
Рисование по трафаретам «Фрукты»- учить пользоваться трафаретом, равномерно использовать пространство листа, аккуратно закрашивать.
Аппликация способом обрывания «Ветка рябины»
Октябрь.
Знакомство с бутафорской иглой, швом «вперед иглой» - познакомить с иглой, нитью, узелком; учить вдевать нить в иглу.
Бутафорская игла- шов «через край» - закреплять умение вдевать нить.
Аппликация из семян тыквы «Цветы» по пластилину - учить создавать композицию из семян, вдавливая их в пластилиновую основу.
Ноябрь.
Плетение ковриков из полосок - познакомить с техникой плетения ковриков из полосок.
«Прямые дорожки» - учить проводить линию посередине дорожки шириной [3].
«Дождик» - освоение пространства листа. [3].
Декабрь.
Аппликация из комочков «Падает снег»- учить сминать кусочек салфетки в комочек, наклеивать его.
«Извилистые дорожки»- учить проводить линию посередине извилистой дорожки[3].
Штриховка «Снеговик» - познакомить с техникой штриховки прямыми линиями, штриховать, не выходя за контур.
Январь.
«Соедини по точкам» - нарисовать контур предмета, не отрывая карандаш от бумаги.
Аппликация из полосок «Снежинка».
Совместная деятельность - плетение ковриков из полосок.
Февраль.
Рисование по трафарету, штриховка «Птичка» - учить рисовать птичку с помощью двух трафаретов: овал и круг; дорисовывать детали, штриховать прямыми линиями.
Шитье по картону в готовые отверстия «вперед иглой»- познакомить с иглой, правилами пользования.
Шитье по картону швом «через край» в готовые отверстия.
Март.
«Ветка мимозы»- аппликация из комочков салфетки.
Вырезание по контуру «Посуда»- учить вырезать предметы по нарисованной линии, развивать координацию пальцев рук. «Ветка мимозы»- аппликация из комочков.
Рисование по трафаретам «Машина» (прямоугольник, квадрат, круг), штриховка прямыми линиями в разных направлениях.
Апрель.
Аппликация и оригами «Морское дно»- учить выгибать рыбок.
«Ажурная закладка» [3, с. 30].
Вырезание предметов по контуру.
Май.
Аппликация из комочков и вырезание по контуру «Яблони в цвету».
Аппликация из семян «Бабочки».
Старшая группа.
1. Работа в тетрадях в клетку [4]. Блоки: «Точка», «Палочка», «Дуга», «Геометрическая фигура».
2. Штриховка и трафарет.
Сюжетный рисунок с помощью трафарета - овладение пространством листа.
Гусеница - волнистые, спиралевидные линии.
Елочка и снеговик – наклонные, спиралевидные линии.
Грузовик - свободный выбор линий.
Пирамидка - элементы прописных букв.
3. Оригами по схеме.
«Собачка», «Лиса», «Гномик», «Цветы».
Коллективные: «Лисичка-сестричка и волк», «Весна».
4. Аппликация.
Ваза с цветами - симметричное вырезание.
Из различных семян на пластилиновую основу.
Коллективная - «Панно из осенних листьев».
Из пряжи - контурная вышивка «Зима» [5].
5. Работа с тканью.
«Секреты пуговки» - учить пришивать пуговицы на картон [5].
Шов «вперед иглой».
Шов «Через край».
Коллективная из ткани «Весенняя полянка» с пришиванием пуговиц.
Салфетка с бахромой.
Вышивка по контуру швом «вперед иглой».
Подготовительная группа.
1. Работа в тетрадях [4].
3-й блок - ориентировка только на графический (зрительный) образец в тетради без инструкции воспитателя. Блок - предметная фигура.
Блок «Сопровождение» - слушать инструкцию воспитателя, выполнять задание с опорой на словесное и зрительное восприятие.
Знакомство с тетрадью в узкую линию - рисование предметов в рамках узкой и широкой линии.
Тетрадь в линию - написание элементов прописных букв.
2. Штриховка [1].
Машина, Баба-Яга, Ракетница, Веселые человечки - рисование с помощью трафарета с геометрическими фигурами и штриховка элементами прописных букв.
Как люди поселились на берегу реки Камы < рисунок 8 >
«Золотая рыбка», «Елочка», «Масленица» [6].
Курная изба Ивашки Бали -создание рисунка с помощью геометрического трафарета.
Деревянный терем - рисование с помощью трафаретов, штриховка и графическое изображение.
Морское дно - создавать сюжетный рисунок с помощью трафаретов, штриховка элементами прописных букв < рисунок 9 >
Сарапул купеческий - рисование домов с колоннами с помощью трафаретов, штриховка элементами прописных букв.
3. Работа с тканью
Панно «Машины»- пришивание пуговиц.
Аппликация из ткани: «Петрушка», «Петушок», «Жар-птица», «Ваза с цветами» - вырезать детали с помощью трафарета-лекала, наклеивать.
Мягкая игрушка «Колобок», «Мышка», «Смешарик» - сшивание деталей швом «через край».
Вышивание салфетки к 8 марта швом «Веревочка».
Оформление салфетки бахромой.
Игрушки из помпонов - учить наматывать нить на основу, оформлять игрушку деталями [5].
Куколка-талисман из пряжи.
Варежка-прихватка - шов «через край».
Шьем для Барби - учить пользоваться выкройкой.
4. Аппликация.
Узор из тесьмы - по контуру < рисунок 10 >
«Хоровод матрешек», «Инопланетяне на Земле» - сплошное симметричное вырезание.
Упражнения по развитию сенсомоторных навыков могут органично включаться во все виды занятий. Предлагаю фрагмент одного из занятий в подготовительной группе по краеведению и развитию графических навыков.
«Как люди поселились на берегу реки Камы»
Цель : расширять знания о истории возникновения города Сарапула, о первом поселении людей на берегу реки Камы; развивать навык графического рисования, штриховки элементами прописных букв, отрабатывать навык движения руки для письма.
Материал : фотографии, иллюстрации о г. Сарапуле. Фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки. Образцы штриховки прямыми и волнистыми линиями и элементами прописных букв.
Предварительная работа : чтение книг о г. Сарапуле, экскурсия в музей, экскурсия по г. Сарапулу.
Ход занятия
- Дети. Мы с вами много читали о возникновении нашего города, о том, как в давние времена жили люди, чем они занимались, как развивался наш город с давних времен и до настоящего времени. Мы можем написать книгу о нашем городе, но так как мы писать еще не умеем, то мы с вами попробуем ее нарисовать. Итак, с помощью машины времени отправимся на много лет назад.
Среди густых лесов течет полноводная река Кама. В ней водится много рыбы < Рисунок 4 >. У самой воды рассыпан золотой песок < Рисунок 4 >. На берегу реки растет густой лес < Рисунок 5 >. По этому красивому лесу шел первобытный человек. Он устал во время охоты. Дойдя до берега реки, решил отдохнуть на полянке. Разжег костер, усадил вокруг костра всю семью < Рисунок 6 >. Вдруг слышит, как в реке плещется рыба. Он сделал удочку и пошел рыбачить. Много удалось поймать желтой рыбы-стерляди. Всей семье понравилась рыба стерлядь, и решили они остаться на этом богатом рыбой месте. Построили шалаш < Рисунок 7 >, стали заниматься рыбалкой, охотой < Рисунок 8 >. С тех пор прошло немало времени, многое изменилось. На этом месте сейчас стоит наш город Сарапул, названный в честь той самой желтой рыбы, которую поймал когда-то первобытный человек. (Дети заканчивают рисунки, собирают книгу).
Литература
Е. Потапова. Радость познания . - Москва: «Просвещение», 1990 г.
С. М. Вайнерман. Сенсомоторное развитие дошкольников. – Москва: «Дрофа», 2004 г.
С. Гаврина, Н. Л. Кутявина . Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия развития», 2000 г.
О. Скорлупова. Чему научит клеточка.
А. Малышева . Работа с тканью. –Ярославль: «Академия развития», 2001 г.
Н. В. Квач. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. -Москва,: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001 г.
В. Грек. Рисую штрихом. – Минск: «Скарына», 1992г.
А. Соболева, А. Потанина. Хочу писать правильно / / Журнал «Здоровье» , № 2- 2002 год.
А. Овечкина. Школа АБВГДейка./ Программа предшкольной подготовки детей. – Москва: «Школьная пресса», 2008 г.
Ещё конспекты занятий в детском саду:
Сценарий праздника для дошкольников: день рождения в школе "Колобок"
Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по теме «Космическое путешествие»
Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей с ЗПР к школе
Храня и приумножая традиции...
Посвящение в родителей
Занятие по правовому воспитанию в подготовительной группе "Что значат наши имена"
|
развитие |
развитие ребенка |
сенсомоторных |
сенсомоторное развитие |
навыков |
профессиональные навыки |
детей |
дитя |
через |
систему |
поисковые системы |
занятий |
конспекты занятий |
продуктивно |
продуктивный |
видами |
виды деятельности |
детский |
детский сад |
Страничка методиста |
Развитие сенсомоторных навыков детей через систему занятий продуктивными видами деятельности Детский сад